Ошибки начинающих писателей

Разные темы о литературе
Надежда Лимонникова
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 авг 2009, 14:28

Ошибки начинающих писателей

Сообщение Надежда Лимонникова » 28 авг 2009, 14:37

А вы уже совершили ПЯТЬ ошибок, прежде чем написали свой первый рассказ?

Как вы относитесь к ошибкам? Своим? Чужим? Долго ли страдаете от совершённых действий? Получаете ли что-либо взамен? Опыт или головную боль?
Приступая к любому новому делу, не мешает подумать над этими вопросами. Ведь каждое начинание зависит именно от того, как мы относимся к собственным ошибкам. А относимся мы к ним преимущественно неправильно: начинаем ругать себя любимого и, в итоге, бросаем начатое. Чтобы этого не произошло, сначала определитесь со своим отношением к ошибке как таковой, а потом читайте дальше о том, какие ошибки (рассмотрим всего ПЯТЬ) может совершить начинающий писатель. При этом уточню, начинающим писателем считается тот человек, который не может не писать и писать тоже пока не может, так как совершает перечисленные ниже ошибки.

Ошибка № 1. В мире написаны миллионы книг. Всё разжёвано давным-давно. Внести что-либо новое в эту литературную Вселенную уже просто невозможно. С какой целью появиться ещё один писатель, который будет писать о том, что сказали до него?
На первый взгляд эти сомнения справедливы и с ними не поспоришь. Но давайте помнить о том, что, во-первых, с каждым годом писательского молчания, когда руки совместно с головой свербят от желания писать, вы накапливаете раздражение и неудовлетворённость собой и окружающим миром, во-вторых, миллионы, даже миллиарды книг действительно написаны и ещё напишутся, но каждый человек – уникален, он может и, что существенно, должен сказать своё слово миру, а когда у него есть ещё хоть какие-то способности, мешающие жить спокойно, то он просто совершает преступление против жизни, и не только своей.

Ошибка № 2. Писать не о чем. Я плохо знаю жизнь, во многом не разбираюсь. У меня нет опыта. Поднакоплю-ка я его, а потом и возьмусь за перо.
Именно эта ошибка заставляет нас терять время на поиск того, что давно уже есть в огромных количествах. Даже шестимесячный ребёнок, умей он писать, уже смог бы многое рассказать о жизни. Писательство – не журналистика, где нужна точность. Мощный инструмент писателя – его подсознание, интуиция. Именно они подскажут, как должен вести себя тот или иной герой, что он должен сказать. В нас настолько много всяких разных знаний, о которых мы не подозреваем, что просто диву даёшься! А мы всё ноем, опыта нам не хватает. Случалось ли с вами такое: написали что-нибудь, читаете через некоторое время и удивляетесь, не верите, что это вы написали?

Ошибка № 3. Она касается всех людей. Убеждение в том, что времени катастрофически не хватает. Это самый лучший приём, придуманный человечеством, чтобы вообще ничего не делать. Ну, работаю я как вол на трёх работах. Некогда мне подумать о себе и своих талантах. Надо сначала заработать n-лучшевеврах, потом у меня появиться куча времени, и я сяду и напишу гениальный рассказ. Должна вас огорчить. Если вы так думаете, то вы никогда не напишите ничего. Потому что творчество не зависит от количества наличных. Когда у вас появятся эти деньги, вы уже просто будете не в состоянии заставить себя, уговорить сесть и работать. Ведь труд писателя – тяжёлая работа. Без ежедневных тренировок она немыслима, как спорт, как любая профессия. И если вы думаете, что все писатели сначала зарабатывают денег, чтобы не работать, а потом садятся творить, то вы глубоко ошибаетесь. Один известный писатель, прежде чем стать таковым, работал на разных работах. При этом находил время писать, потому и стал известным. Он утверждает, что писатель должен много читать, много писать и много работать. Это три составляющие, которые в итоге приводят к успеху. Поэтому ищите время. Полчаса в день – таким может быть ваш старт.

Ошибка № 4. Пропуск важных этапов писательской работы.
Как у любого дела, у писателей существует свой алгоритм работы над литературным произведением. Пропуск одного из этапов ведёт к остановкам на довольно продолжительное время. Начинается всё с тренировки. «Ни дня без строчки». Писать нужно всё что угодно, лишь бы каждый день. И сначала лучше без выходных. Когда появится замысел, который вас захватит полностью, начинаем работу. Последовательность её может быть такой: замысел, сбор материала, первый вариант текста, правка, второй вариант текста, читка друзей-товарищей-близких, выслушивание критики, третий вариант, оставление на продолжительное время (две-три недели и больше в зависимости от объёма), правка, окончательный вариант, публикация. Есть ещё один не менее замечательный алгоритм. Но это отдельная большая и важная тема.

Ошибка №5. Самая мешающая, тупиковая. Вам никогда не стать писателем, если вы берётесь за перо с мыслью прославиться. Самый главный мотив писателя не деньги и не слава. Они являются закономерным итогом более важного в творчестве – самого процесса создания шедевра. Вас должен захватывать этот процесс. Вы должны предвкушать встречу с письменным столом и своим шедевром. Только так вам не будет страшна критика. Она будет меньше вас огорчать, потому что критика всего лишь составляющая процесса творчества. А когда ваша писательская работа наполняет вас новыми мыслями и смыслом, шедевр вам обеспечен!

Вот такие ошибки совершают начинающие. Может быть, вы их уже совершили, и у вас есть собственный опыт их исправления. Пишите! Очень интересно узнавать многообразный мир человеческого опыта!

Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение Меркушев Виктор » 29 авг 2009, 18:44

Надежда, Ваши советы просто бальзам для пищущей братии. Постараюсь никому из своих знакомых не рассказывать об этой публикации, а то мои клиенты воспрянут духом и завалят мой рабочий стол макулатурой в то время, когда у меня существуют дела поважней. Ну, это – ладно. Такой, вот, вопрос к Вам, который невозможно не задать, прочитав Ваш текст. Исходя из основного посыла статьи, Вы полагаете, что писатель – это такая же профессия, как слесарь или продавец? Я никого не встречал, у кого в «трудовой» так оно и было записано. Хотя, как говорил прокуратор из известного романа: «Возможно, я слишком мало знаю жизнь». Возможно. Однако мне думается, что слово «писатель» – это скорее прилагательное к личности, нежели существительное. Как блондин, холерик или худышка. Блондину не нужно каждый день подкрашивать волосы, чтобы быть блондином. А вот если он просто ладится под такового, то в этом присутствует элемент жульничества. А что нужно говорить жулику, чтобы он больше так никогда не делал? Не жульничать. Поэтому, тому, кто, будучи слесарем, является и писателем, Ваши советы будут ни к чему. Зачем же становиться на путь горьковского Луки и утверждать, что существуют методы, которые лечат органоны, отравленные бездарностью? Помните, что случилось с тем, кто ему поверил? Жизнь многообразна, в ней есть чем заняться не только «блондинам», но и брюнетам, шатенам и рыжим. И на писательстве свет белым клином не сошёлся. Кто может, тот пусть пишет, кто не может…

Надежда Лимонникова
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 авг 2009, 14:28

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение Надежда Лимонникова » 30 авг 2009, 06:02

Спасибо, Виктор, за ваш комментарий! Постараюсь ответить на ваш вопрос. писатель – это такая же профессия, как слесарь или продавец?
Писатель - это профессия. Но к ней почему-то не относятся как к профессии. Больше считают развлечением.
Самое интересное в этой профессии, чем она и отличается от профессий слесаря и продавца, да и от других профессий, - нужны способности, которые осознаются будущим писателем и мешают ему жить нормальной жизнью. Как и в любой профессиональной деятельности, писатель тоже должен учиться и тренироваться. Вот только что-то, размышляя над вашим вопросом, начинаю приходить к выводу: изначальным в случае писательства становится именно убеждение, что ты хочешь, можешь и должен писать (дело жизни). Слесарь может быть писателем, если первоначально в его сознании и, может быть, каких-то действиях эти способности проявлялись. Возможен и другой вариант: событие в жизни, которое её переворачивает с ног на голову, и тогда не только слесарь запишет. Вот только книга может оказаться единственной.

товарищ Каэль
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 фев 2010, 16:06

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение товарищ Каэль » 22 фев 2010, 17:02

Вопрос - а как быть с такой обидной и неприятной штукой, как творческий кризис? В моменты, когда ты ощущаешь себя никчемной бездарностью, в моменты, когда ты готов спалить все свои труды, что может помочь? И что делать - откладывать перо или писать во что бы то не стало?

Надежда Лимонникова
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 авг 2009, 14:28

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение Надежда Лимонникова » 23 фев 2010, 06:38

Есть такое замечательное понятие, как исключительность. Описанный вами случай как раз им и является: исключительность в минус. В такие моменты надо относиться к себе очень внимательно. Можно, например, довести это утверждение до абсурда и подобное состояние улетучится. Вообще, писатель может писать в любом настроении и кризисном тоже. Это его любимое дело и только оно может вывести из подобного состояния :wink:

Аватара пользователя
Александра Лоренц
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 22 авг 2012, 16:01
Откуда: Италия

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение Александра Лоренц » 14 янв 2013, 02:55

Разве есть в творчестве рецепты? "Каждый пишет, что он слышит" А что получится - пусть судят читатели.

Надежда Лимонникова
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 авг 2009, 14:28

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение Надежда Лимонникова » 14 янв 2013, 05:19

Александра Лоренц писал(а):Разве есть в творчестве рецепты? "Каждый пишет, что он слышит" А что получится - пусть судят читатели.


Да, Александра, в творчестве есть рецепты и всегда были. Но у творческих рецептов есть одно существенное отличие от всех остальных, например, кулинарных. Если кулинарный рецепт изменить, то получается не то или не совсем то блюдо, которое планировалось приготовить. С творческими же рецептами можно играть, изменять их, подстраивать их под себя. При этом в творчестве рецепт не приводит к одному единственному результату. У каждого будет этот результат свой.

Max_Berl
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 сен 2014, 23:20

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение Max_Berl » 17 сен 2014, 23:27

Хм... Все пять ошибок были успешно мной совершены и впоследствии осмысленны. Но остаётся вопрос: о чём писать? Не в том смысле, что нет опыта и проч. Вопрос о том, как создаётся замысел? Как придумать историю, которую хотелось бы рассказать?

Kris_Ok
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 11 май 2015, 14:54

Re: Ошибки начинающих писателей

Сообщение Kris_Ok » 11 май 2015, 15:02

Меркушев Виктор писал(а):Такой, вот, вопрос к Вам, который невозможно не задать, прочитав Ваш текст. Исходя из основного посыла статьи, Вы полагаете, что писатель – это такая же профессия, как слесарь или продавец? Я никого не встречал, у кого в «трудовой» так оно и было записано.

В трудовой писалось "Литературный работник". Думаю, синонимичность понятий дает утверждать и обратное.


Вернуться в «О литературе»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя