Страница 1 из 1

Нужно ли помогать писателям

Добавлено: 12 дек 2009, 14:05
Николай Кофырин
Сейчас у нас на государственном уровне обсуждается вопрос помощи писателям.
Но чем можно помочь писателю?
Деньгами? Или, может быть, вдохновением?

Я считаю, что не только не нужно помогать, но помогать художнику ОПАСНО! Вспомните рассказ Гоголя "Портрет".
Всякая помощь губит писателя! Потому что истинное творчество это борьба, это протест, это самопожертвование!

Государству нужна культура. Культура даёт государству: 1\ идеи, 2\ релакс, 3\ управление общественным мнением.
Я согласен: «если государство даёт заказ, то исчезает внутренняя мотивация художника. А ценность художественного произведения определяется именно внутренней мотивацией художника».
Спонсирование государством художника – это подкуп свободомыслящих умов!
В России, писатель, который не вставал в оппозицию к власти, превращался в беллетриста.

Чем определяется качество художественного произведения? Мировым рынком? – Чушь!
Признание – вещь конвенциональная!
Скольких мы знаем признанных «гениев» при жизни, которые после смерти были начисто забыты.
Цена это иногда консенсус, а иногда сговор!

Художественное произведение имеет символическую ценность, и вовсе не обязано иметь ценность рыночную. Художественная ценность вообще вещь условная. Достаточно вспомнить творчество Энди Уорхола.

Я согласен с тем, что наиболее объективную оценку творчеству даёт мнение читателей в Интернете. Объективным показателем может являться «индекс цитирования» – сколько данного автора цитируют и как. Я ежедневно получаю примерно сотню оценок и откликов, и верю им больше, чем рецензиям критиков. И что бы ни говорили критики, если люди цитируют строчки из моего романа и видеоролики, значит им нравится! А если цитируют без упоминания моего имени, то разве можно мечтать о большем признании?!
Но просить денег за то, что тебя прочитали или процитировали…

Деньги – это соблазн! Соблазн губительный! Это прекрасно показано Гоголем в рассказе «Портрет».
Если вдохновение – оно от Бога, то деньги (заказ) – от Мамоны. Но как справедливо написано в Библии: невозможно служить двум богам: Богу и Мамоне.

Аристотель сказал однажды: «Любой оплаченный труд накапливается и разрушает сознание»!

Пушкин признавался: "В работе ради хлеба насущного, конечно, нет ничего для меня унизительного; но, привыкнув к независимости, я совершенно не умею писать ради денег; и одна мысль об этом приводит меня в полное бездействие".

Лев Толстой был категоричнее: "Такая мания – это писательство. За деньги писать. Это как есть, когда не хочется, или как проституция, когда не хочется предаваться разврату. … Я чувствую, что совершаю грех большой, поощряя писательство, которое самое пустое занятие".

Некоторые считают, что государство должно помогать художнику, потому что рынок не способствует созданию высокохудожественных произведений.
Но дело не в рынке или в государстве, а в самом художнике!
Художественные произведения создаются вопреки рынку, вопреки системе, потому что художественный акт это революция, и всякий художник – революционер!

Самый опасный недуг для художника — это сытость, удовлетворённость физическая и духовная. Сытость убивает душу! А потому художник должен быть голоден и одинок.
А если вдруг появятся деньги, слава... Ведь тогда будет хуже, ведь тогда вдохновение может исчезнуть. Писательство потому и не может быть промыслом! Подлинное искусство бескорыстно, потому что от Бога!

Творчество — проявление божественной сущности человека, это жажда мира иного, это медитация, это молитва. И потому всякое творчество базируется не на размышлении, а на интуиции. Не может быть постижима Истина через интеллектуальное усилие, но лишь через мистическое откровение, через личный духовный опыт.
Мысль — неуклюжая попытка выразить чувство, всё равно что облака запихнуть в рамку. Ответ вначале нужно почувствовать, а лишь потом пытаться понять!

Настоящие творения создаются не ради гонорара.
Высшая награда — это получаемое в процессе творчества наслаждение!
Творчество — это единственное противоядие против смерти; мука и в то же время радость, облегчающая страдания жизни.

Люди творят ради удовольствия, которое получают от процесса творчества. Поэтому мало кто променяет вдохновение на богатство. Подлинное творчество бескорыстно. Как только корысть возникает, вдохновение сразу же пропадает. Книги должны писаться, как Евангелие!

Гениальные произведения создаются не ради денег, хотя порой и делаются на заказ; это плоды неразделенной муки либо невостребованной любви. Художник творит, потому что не может иначе, — для него это жизнь! В духовном производстве трудно рассчитать прибыль, потому что оно лишено развлекательности. Существует только один признак таланта: когда творят не ради денег, а ради вдохновения, и только ради этого.

Гениальные творения — это всегда плод страданий человека. Поэтому шедевры создаются в лишениях, а отнюдь не в комфорте. Возможно, чтобы написать “Реквием”, необходимо было ощутить дыхание смерти. Произведения подобного рода — это результат торжества духа над скудостью материальных условий. Некоторые художники даже находят в нищете своеобразный кайф и просто влюблены в свою бедность.

Такое самоограничение есть проявление веры, которая и дарит вдохновение. Творчество это соломинка, за которую хватаются смельчаки, зная, что спастись невозможно. Настоящее искусство есть воплощение трагизма человеческого существования, это отчаянная попытка художника создать шаткий плотик посреди бушующих мерзостей окружающей жизни в надежде спасти свою свободу.

Талантливый человек творит независимо от обстоятельств, я бы даже сказал, наперекор им. Гений вырастает не в комфортных условиях, он всегда есть преодоление трудностей в драме под названием “жизнь”. Потому искусство — это всегда борьба с мерзостями окружающей действительности в процессе утверждения себя. Подлинное творчество представляет собой путь на Голгофу, где благодаря страданиям тела происходит высвобождение духа. Именно плоды становления духа и составляют шедевры.
Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца!

Творит художник не потому, что надеется быть понятым, а от неустроенности, преодолевая страдание, а вовсе не от душевного комфорта. Для него творчество — самоспасение! Именно потому истинное творчество бескорыстно. Таково назначение художника — превращать страдания в произведения искусства. Главная же цель — чистота души, постижение Истины и обретение покоя.

Жизнь требует искать удобства, неправдою платя за быт. Но не комфорт мне руководство, а Голос, что во мне звучит. Он требует предельно честным быть в каждом слове и в беде, и не искать тёплого места, а быть лишь искренним везде. Плевать на страхи и потери, угрозы жить мне в нищете. Я не хочу удобства цели, важнее мне не лгать себе. Свобода мне важнее денег, любовь превыше, чем расчёт. Мне нужен искренности берег. Всё остальное же — не в счёт!
Не деньги творят совершенство, но всякое совершенное творение бесценно. Идеи создают вещи, а не наоборот. Творчество — это всегда выражение смысла, проявление духовной жизни, мука и счастье одновременно. Творчество всегда осуществляется наперекор неблагоприятным условиям. И если для духовной жизни требуются материальные средства, то это не есть духовная жизнь. Духовная жизнь самодостаточна и находится, если так можно выразиться, на самообеспечении.

Слава — это от человеков, её можно купить, она как блеск от света прожекторов; тогда как лишь при вечном мерцании звёзд обнаруживается истинная ценность сотворённого. Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!

Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность дает истинную оценку.

Когда никто не ждет от нас шедевра, тогда лишь мы способны на шедевр. Для творчества свобода непременна, а неизвестность дарит мне маневр.

Для меня писательство – средство самопостижения, а иногда и самоисцеления, где текст лишь побочный продукт самосовершенствования души.
В конце концов, важно не как кто-то написал о чужой жизни, а насколько хорошо ты проживёшь свою. Ведь не прочитанными, и даже не написанными книгами измеряется жизнь, но только тем, сколько раз мы любили и сколько добра принесли в мир.
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви». (выдержки из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» и романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте

«БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕМ, КТО ВЕРИТ В СИЛУ СВОИХ МЕЧТАНИЙ» (Элеонора Рузвельт)


P.S. Читайте и смотрите далее мои заметки с видеороликами о путешествии по Европе: «Храмы Парижа», «Древние Фивы» «Брюссель – муха в янтаре», «Люблю Любек», «Ночной Париж», «Увидеть Антверпен и…», «Вечные Афины», «По каналам Амстердама», «В квартале красных фонарей», «Странник в Париже», «На башне Эйфеля», «Ночная прогулка по Сене», «Свадьба в Хельсинки», «Кому улыбается Джоконда», «В Стокгольм за любовью», «Музей Альфреда Нобеля», «Сокровища Лувра», «Любовь в Париже», «Как стать Венерой», «Мистерии Греции», «Легенда о 300 спартанцах» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Re: Нужно ли помогать писателям

Добавлено: 12 дек 2009, 15:13
Меркушев Виктор
Боже мой, Николай, как бы я поддержал Ваше: «Деньги – это соблазн! Соблазн губительный!» Поддержал бы, разумеется, звени у меня в кармане хотя бы пять золотых, как, например, у богатенького Буратины! Но не звенит, поэтому остаётся только позавидовать Чарткову и его зарамным деньгам. Хотя известно и ведь иное авторитетное мнение, что совершенно необязательно продавать вдохновение, ограничившись продажей рукописи. Талант, призвание, это, говоря современным языком, заложенная программа, заложенная a priori, которая сработает так или иначе, сколько бы вы не перезагружали компьютер и наваривали ему память. А денежка – она всякому пригодится: и таланту, и нет, и в кармане всегда поместится, а упадёт – не разобьется. А поскольку поклонников изящного у нас раз, два и обчёлся, но лишнее внимание, мне лично, например, никоим образом бы не помешало. Денежка она счёт любит, а свой глазок – смотрок! Высокие слова, конечно, повышают интеллектуальный тонус, но вот общий тонус мне повысила бы хорошая оплата того, что я делаю.
P.S. Очень мне понравилось недавно прочитанное мной эссе Б. Парамонова «Кто кому завидовал». Это о Моцарте и Сальери.

Re: Нужно ли помогать писателям

Добавлено: 18 янв 2010, 22:57
Санин
Как сказал один знакомый: Надо в доме литераторов кормить литераторов, которые голодны, бесплатным супом.

Re: Нужно ли помогать писателям

Добавлено: 19 янв 2010, 12:31
Меркушев Виктор
Класс! Великолепно! Только необходимо развить эту, безусловно, замечательнейшую по своей гуманистической и социальной сути идею. Расширить спектр услуг для нуждающихся писателей, так сказать. Вот неплохо бы там справить также помывочную и ателье мелкого ремонта обуви и одежды. Да и писатели бы тоже в долгу не остались: могли бы, например, организовать ускоренные курсы грамоты для своих благодетелей и беглого пересказа всей литературной классики. Вроде бы как натуральный обмен – вы нам питание, а мы вам то, что вы пропустили мимо ушей в вузах, прогуливая лекции и манкируя семинары. Тогда более наглядной картинки поддержки и помощи, а также настоящего места культуры в обществе и представить будет невозможно.

Re: Нужно ли помогать писателям

Добавлено: 10 авг 2010, 04:05
Altair83
Хочу прокомментировать слова автора темы, о том что нельзя помогать автору.
Если предоставить всё на блюдечке да ещё и с голубой каёмочкой то муза попросту атрофируется.
Государство не обязано помогать, спонсировать, авторов, оно спонсирует то в чём заинтересованно.
Если человек талантлив это ещё не значит что перед ним должны открыться все двери.
Государство спонсирует кинематограф и молодых авторов, но только тех что входят в гос программы, к примеру это может быть что то образовательного направления или же документалистика.
Глупо думать что если ты творческий человек да ещё и заинтересован в том чтоб на собственном творчестве зарабатывать, что государство в этом всячески будет помогать.