Страдивари в час пик...

Музыка и все, что с ней связано
Аватара пользователя
MAN
Большой друг
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 04:33
Откуда: Ташкент

Страдивари в час пик...

Сообщение MAN » 10 май 2007, 07:32

Выдержки из потрясающей статьи Страдивари в час пик.

8 апреля 2007 года воскресное приложение к ведущей американской газете The Washington Post опубликовало большой материал о том, как суперзвезда классической музыки скрипач Джошуа Белл играл 45 минут в вашингтонском метро. Из тысячи с лишним прохожих он был узнан лишь одной женщиной.
Он вышел из метро на станции L'Enfant Plaza и встал у стены, сразу за мусорным баком. Почти по всем меркам внешность его была незапоминающаяся: моложавый белый мужчина, одет в джинсы, спортивную рубашку с длинными рукавами и бейсболку с логотипом команды Washington Nationals. Вынув из футляра скрипку, он поставил его у ног, предусмотрительно бросив в него несколько долларовых бумажек и монет - в качестве "стартового капитала".
Никто не знал, что скрипач, стоявший у стены в переходе, - один из лучших классических музыкантов современности, игравший изысканнейшие произведения на одной из самых дорогих скрипок в мире. Его выступление организовала газета The Washington Post как эксперимент с контекстом, восприятием и приоритетами, а заодно как попытку беспристрастной оценки общественного вкуса: может ли красота преодолеть повседневность обстановки и неудобное время?
Только через три минуты после начала его концерта хоть что-то произошло. Мужчина средних лет замедлил шаг и обернулся в сторону музыканта. Еще через тридцать секунд женщина опустила купюру в футляр. Через шесть минут кто-то остановился. За 45 минут выступления семь человек задержались, чтобы послушать музыканта. 27 бросили ему деньги, и почти все сделали это на бегу. Итого - 32 доллара с мелочью. Остальные 1070 прошли мимо.
Если великий музыкант играет великую музыку, но ее никто не слышит… Действительно ли он так хорош? Это - старый философский спор о природе красоты. Можно ли ее измерить (Готфрид Лейбниц)? Или это лишь мнение (Дэвид Юм)? Или это сумма того и другого, пропущенная через непосредственное восприятие наблюдателя (Иммануил Кант)? Нам ближе версия Канта: она кажется самой верной и более всего подходящей к случаю Белла.

Аватара пользователя
apfel_ru
Почетный писатель форума
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 22 апр 2007, 11:33
Контактная информация:

Сообщение apfel_ru » 06 июн 2007, 15:46

Искусство должно быть в должной упаковке! А как тут хотите? Идете, спешите на работу, где будет шеф совершать различные извращения с вашим мозгом... В полном предвкушении этой ментоэротической игры :o идете себе по улицам родного шумного и грязного мегаполиса - а тут вам мировое талантище выдает свою гениальную музыку! :shock:
А не пойти ли ему куда подальше - не его же сейчас начальник :evil: ... В общем, антураж - дело важное! :twisted:

Аватара пользователя
Нугаша
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 апр 2007, 01:18
Откуда: Гримландия, г. Энигма

Сообщение Нугаша » 08 июн 2007, 03:00

Бедный Джошуа! Бедный Апфель! Бедные мы все!
:girl-cry:

Аватара пользователя
apfel_ru
Почетный писатель форума
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 22 апр 2007, 11:33
Контактная информация:

Сообщение apfel_ru » 16 июн 2007, 02:09

Работать нужно - и все будем богатые! 8)
А культура-шмультура... В общем, всему - свое время! Гы... :twisted:

Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Меркушев Виктор » 20 окт 2007, 23:13

Я хорошо помню этот случай. Его обсуждали и на радио, и в аналитической телепрограмме «Постскриптум» его тоже коснулись, может ещё где, просто я не знаю. Ну да, для Джошуа Белла 32 доллара за академический час – немного, но безотносительно к имени очень неплохой результат. Я бы был не против столько зарабатывать. У нас в Питере в переходе одно время играл на аккордеоне выпускник Консерватории, получивший даже на то официальное разрешение. Прекрасно играл на аккордеоне Баха, но я не видел, что ему также охотно, как его американскому коллеге, бросали деньжат. Возможно, если бы он «Мурку» играл, дело пошло бы несколько повеселей. А что вы хотите? Любой социолог вам объяснит, что искусство играет такую роль, к которой мы привыкли, только в идеологическом обществе, а для общества потребления искусство – дело почти приватное. В конце девятнадцатого века, когда только формировался абрис нового социального устройства, существовали ещё иллюзии, что де, где-нибудь заест и что-нибудь зашкалит и пойдет всё не так, как пошло. Ван Гог тогда писал: «У меня один выбор – стать либо хорошим, либо никудышним художником. Предпочитаю первое. Но живопись все равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает. Вот почему связанные с нею расходы следовало бы возложить на общество, а не обременять ими самого художника». Сейчас такое можно читать только с горькой усмешкой. Конечно, с первого ряда, с самого первого места может выскочить Буратина «со взором горящим» и возразить мне, что это, мол, от нас зависит, как фигура художника, музыканта, поэта будет воспринята в обществе. Скажу, как человек, десять лет провоевавший с ветряными мельницами: ничего от нас не зависит. Наши усилия равноценны бросанию камешков в океан, в надежде вызвать бурю. В городе литераторы хорошо знают мои поэтические альманахи и попытки как-то расшевелить культурную жизнь. Всё абсолютно бесполезно, и «безумству храбрых» мы песни уже не поём.

Аватара пользователя
Mik
Доброжелатель форума
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 03 фев 2007, 12:52
Откуда: Msk
Контактная информация:

Сообщение Mik » 28 окт 2007, 16:32

Ох, как я это все понимаю! Постоянно надоедает воевать с ветряными мельницами! Начинаешь задумываться о хлебе насущном, о переходе к более денежным занятиям. Тем более, что все меньше и меньше видишь тех, для кого что-либо пытаешься делать, все больше понимаешь, что большей части из них нужно что-то свое: кому-то - слава, кому-то - книги в крупнейших издательствах и сверхгонорары, кому-то... В общем, у большинства из этих товарищей оказываются вполне утилитарные цели, вполне меркантильный взгляд на жизнь. И большей частью нужно что-либо таким же борцам с ветряными мельницами, ряды которых все редеют и редеют. Часть уходит к функционерам, другая часть - в другие сферы, где можно как-то обеспечить свою семью... И перспективы пока совершенно не радуют и не впечатляют уже давно новизной...
Литература - наш общий дом! (© litnet.ru)

Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Меркушев Виктор » 31 окт 2007, 10:54

Ну, раз пошла, «вот такая вот музыка», согласно цитате из Чижа, то я, безусловно, отвечу. Хотя бы потому, что те, кто свистит и улюлюкает вослед Дон Кихоту, напрасно полагают, что умней его. Ведь рыцарь воюет не с фантомами, а с Мирозданием, которое вполне довольно вегетативным состоянием большинства. Мироздание бесконечно сильней тщедушной кучки борцов с «ветряками», которые первыми, согласны с подобной расстановкой сил, поскольку никому не дано нарушать существующее вселенское равновесие. Одно дело, возможность изменить событие, другое дело – изменить явление. Как знать, каким будет он, идеальный мир, реализуй рыцарь в нём всё человеческое. Ведь известно, что высшие животные и человек различимы в психологическом плане лишь наличием комплексов, которые похожи на условия, способные изменить наши доминантные гены – алгоритмы общественного взаимодействия и самоопределения. И Мироздание, не жалуя рыцаря ничем дольним, обрекает его на противостояние себе в горних сферах. «Искра Божия», живущая в нём – это не Его дар, скорее, Его упущение. Обречённый на поражение, он всё равно поднимает копьё вверх, он просто запрограммирован на такое смысловое понимание, поскольку его локальная победа – это реализация необходимостей, которые заложены всё в том же Мироздании, но у которого нет возможности их реализовать, иначе, как уступив там, где давно назрела такая необходимость. Только почему Оно меняется таким непостижимым образом? И зачем Ему «праща Давида»? Бог весть.

Аватара пользователя
apfel_ru
Почетный писатель форума
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 22 апр 2007, 11:33
Контактная информация:

Сообщение apfel_ru » 04 ноя 2007, 01:23

Эх вы, благородные доны! А еще - творческие личности! Плевать надо на все препятствия - и все равно переть вперед! :twisted:
А меркантилизм... Доны, без горбушечки с чесночком к вкусненькому супчику на обед - какая ж там культура-шмультура? Конечно, надобно пузико накормить, обогреть, и дать ему все, что полагается - а там ужо и до мозговой деятельности доберемся! :twisted:

Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Меркушев Виктор » 13 ноя 2007, 09:10

Вот с чем я в Вашем посыле совершенно не согласен, так это с утверждением общественного характера деятеля культуры. Это, безусловно, корреспондируется с кантовским утверждением об обязательной «всеобщности» гения. Но Кенигсбергский философ ещё не знал, что возможна и шмультура, и она, в принципе в состоянии вытеснить культуру вообще, за полной ненадобностью и невостребованностью. Поэтому современный деятель культуры, не шмультуры, вполне может быть и маргиналом, находящийся на периферии общественного внимания и на самом нижнем этаже социальной архитектуры. А там необязательно принимать героическую позу благородного дона, достаточно иметь на щите девиз рыцарей-тамплиеров: «Делай, что должно, и будь, что будет!»

Аватара пользователя
apfel_ru
Почетный писатель форума
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 22 апр 2007, 11:33
Контактная информация:

Сообщение apfel_ru » 18 ноя 2007, 04:04

Ну, я, в общем-то, не про деятелей культуры речь вел, а об нас - смиренных потребителях. И, как и любой добропорядочный потребитель, я ищу и вкусно покушать, и сладко поспать (ага, посреди ночи на форум залез! :lol: ), и тепло и модно одеться... В общем, агнцы - отдельно, а козлищи - отдельно! :twisted:

Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Меркушев Виктор » 20 ноя 2007, 10:38

Как-то мне случилось писать вступительную статью к сборнику стихотворений Поля Верлена. Редактор попросил меня обязательно остановиться на тех моментах, вокруг которых здесь, в пределах нашей темы, ведётся полемика, а вернее «сумбур вместо музыки». Особенно настойчиво мне предлагалось обратить внимание на основную идею стихотворного цикла «Мудрость» – назначение и смысл искусства в нашей жизни. Зачем оно? На кой? Ведь и без него можно вкусно поесть, сладко поспать, модно одеться. Скажу даже по секрету, при условии, что вы никому ничего не скажете, что всё вышеперечисленное гораздо лучше у вас получится, если вы и слыхом не слыхивали, кто таков этот самый Верлен. Вон, Скалозуб, какой видный и представительный был мужчина, настоящий полковник! А что, думаете, он был большой поклонник изящных искусств? Нимало! Но он-то знал, на что годится искусство, недаром имел правильную установку насчет возможности пресечения вселенского зла.
Где-то я читал, кажется у Лао-Цзы, что чем больше ты знаешь, тем меньше хочется кого-то убеждать в собственной правоте. Поэтому рассказывать о том, что можно иметь в жизни опричь отмеченных житейских прелестей просто непозволительно, пожалуй, и неприлично будет! Да и Природа сотворила защиту от передачи «материалов для внутреннего пользования»: сокровенные знания не передаются через непосредственное общение. Их необходимо обрести. Обрести посредством Дара. Многим они попросту не нужны. Некоторым они в тягость, поэтому в них тоже нет никакой необходимости. И только тем, коим они дарованы, знают, для чего они и как ими распорядиться. И остается порадоваться за Джошуа Белла. За его чувство юмора или акварельно-прозрачную наивность, что тоже неплохо при его финансовом благополучии. И вообще, привет ему большой!

Аватара пользователя
Mik
Доброжелатель форума
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 03 фев 2007, 12:52
Откуда: Msk
Контактная информация:

Сообщение Mik » 21 ноя 2007, 02:15

Меркушев Виктор писал(а):И только тем, коим они дарованы, знают, для чего они и как ими распорядиться.

Если бы это было так... Если бы знали... Большей частью форватер не определен, приходится идти по наитию...
Литература - наш общий дом! (© litnet.ru)

Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Меркушев Виктор » 23 ноя 2007, 09:20

Не могу не принять ваше замечание. Под моей, на первый взгляд, простоватой убеждённостью насчёт обретения своего истинного и непогрешимого «дао» на самом деле не лежит ничего, кроме максимы Сократа: «Я знаю о том, что я ничего не знаю». А вернувшись к людям, задетым искрой Божьей можно сказать, что им, в действительности, достались в пользование лишь страшные вопросы бытия – «что есть истина», или «куда идёшь, человек»… И не знают они на них ответов, блуждают как слепцы Брейгеля, достаточно вспомнить Понтия Пилата. Идут на ощупь, идут по наитию. Бергсон не первый, но первый, кто пытался обстоятельно разобраться в нашем интуитивном поиске, убеждая себя и других, что в нём-то и сокрыт критерий подлинности. Сколько художников получило этой дубиной по голове! Как горяча эта тема, легко убедиться, взяв в руки «Кантовский сборник» – современное философское периодическое издание. Мне больше всего понравилось замечание Фромма о том, что лучшее для человека – это зарыть свой талант в землю и быть обыкновенным, хотя мудрейший кентавр Хирон имел по этому поводу другое мнение, которое боюсь здесь повторить, дабы не вызывать всеобщего уныния. (Тем, кто знает эту работу Фромма, прошу ко мне не придираться по поводу моей вольной интерпретации его формулировки о свободе выбора. То, что его посыл можно трактовать подобным образом, я готов доказать, но не в пределах этой дискуссии). Симптоматично, что эта тема тотально владеет умами во времена расцвета искусств, например в Золотой или Серебряный век. Блок в своём стихотворении «Миры летят. Года летят…» лучше меня ответил бы на поставленный вопрос:
«…назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать…
Как страшно всё! Как дико! – Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять».

Vislipuzli
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 05 фев 2008, 00:11

Сообщение Vislipuzli » 05 фев 2008, 00:57

Собственно, повод к размышлению. Понятно, что попса, ставшая кумиром для многих сейчас, ничего собой не представляет. Но и гениальность других раскрученных музыкантов можно смело ставить под сомнение. Почти все из окружающего нас - преходящее...

Аватара пользователя
apfel_ru
Почетный писатель форума
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 22 апр 2007, 11:33
Контактная информация:

Сообщение apfel_ru » 09 фев 2008, 19:34

Vislipuzli писал(а):Почти все из окружающего нас - преходящее...

Только что - преходящее, а что - вечное, - все же, наверное, потомки рассудят. ;)

vesta
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 12:30

Сообщение vesta » 16 фев 2008, 00:59

Делать решительные выводы из эксперимента со знаменитым музыкантом не следует. Американским метро, все-таки, пользуются не очень состоятельные люди, обремененные своими повседневными заботами и сколько из них и как образованы, особенно музыкально?
Классическая музыка - удел не каждого. Если речь идет о подаянии, то, может быть, у солидного офиса подаяния были бы щедрее, но не факт, что музыка покорила.
Было бы неплохо в общественном транспорте транслировать популярную классическую музыку, чтобы, хотя бы, снимать агрессию.
Но и это спорно. Есть люди, органически не воспринимающие "пиликанье" скрипки. К хорошей музыке и хорошей литературе надо приобщать с пеленок.

Vislipuzli
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 05 фев 2008, 00:11

Сообщение Vislipuzli » 20 фев 2008, 23:02

vesta писал(а):К хорошей музыке и хорошей литературе надо приобщать с пеленок.

Можно пробовать и в более зрелом возрасте, но наше общество к этому относится без энтузиазма. В Домах культуры ведь выгоднее устраивать ярмарки мехов и сдавать залы сектантам, чем организовывать культурные мероприятия. А цены на билеты в театр теперь такие, что иногда можно себе позволить только место на балконе в последнем ряду... Так что я полностью с Вами согласен, но пока всё делается совсем наоборот, к сожалению.

Аватара пользователя
Mik
Доброжелатель форума
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 03 фев 2007, 12:52
Откуда: Msk
Контактная информация:

Сообщение Mik » 21 фев 2008, 21:55

Ну, и все-таки не деньгами же мерить искусство! Оно бесценно в этом плане: и то, которое так дорого, что оценить невозможно, и то, которое ничего не стоит. Поэтому вряд ли ценители прекрасного стали бы оценивать его исполнение в долларовом исчислении. :D
Так и билеты в театр - есть ведь и мероприятия, на которые можно придти бесплатно. От этого их ценность ведь не снижается. :wink:
Литература - наш общий дом! (© litnet.ru)


Вернуться в «Музыка»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя