О восприятии стихотворения, читаемости и популярности автора

Размещаем здесь свои авторские тексты
Ответить
MAN
Большой друг
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 04:33
Откуда: Ташкент

О восприятии стихотворения, читаемости и популярности автора

Сообщение MAN »

О восприятии стихотворения, читаемости и популярности автора

Ко мне обратился один из молодых авторов "Клубочка". Его я считаю талантливым литератором. А значит, так оно и есть. А посему и дадим ему здесь имя Талит, хотя он и мужествен, вовсе не был склонен скрывать в нижеследующем материале своего имени. Но я его уговорил на псевдоним.


Восприятие стихотворения

Это – сложное явление...
Две его составляющие: само произведение и читающий его человек.
В процессе восприятия эти составляющие во многом связаны друг с другом.
Чем выше общая и поэтическая культура читающего человека, тем легче он впускает в себя хорошие стихи, а плохие – отметает.
Чем стихотворение сильнее: смыслом, композицией, чувствами, слогом, языком, структурой и особой магией, из всего разнообразия текстов больше всего свойственной именно Поэзии, – тем стихотворение легче проникает в читающего человека и тем больше вероятность, что стихотворение будет воспринято достаточно адекватно.

Человек – впускает, стихотворение – проникает.
Это – первая, предварительная стадия восприятия поэтического произведения.
Вторая стадия – основная – представляется мне игрой на неких необычных струнах.
Посему оконтуривание этих стадий будет, так сказать, нагляднее и доходчивее при использовании понятий и фактов из области музыки.

Чтобы струна зазвучала, до нее нужно коснуться каким-либо КС – колебателем струны.
В музыке, исходящей от неодушевленных музыкальных инструментов (горло человеческое или соловьиное тоже инструмент, но живой), – это пальцы, смычок, тангент, плектр, молоточек, палочки (понятно, что речь о струнных инструментах).

Точно так же: одна из функций стихотворения – быть КС.

"Струны", слаженное звучание которых есть эффект восприятия стихотворения, сидят внутри человека, где-то в общей зоне, контролируемой и умом, и сердцем, и душой.
Зона – не открытая, не в свободном доступе для КС, но под неким "замкóм".

КЗ, ключ к "замкý", – это вторая из функций стихотворения.

Причем, подойдет "ключ" к "замкý" или нет, – это процесс мобильный, зависящий как от самого стихотворения, так и от читающего его человека.

В современном музыкальном шоу-бизнесе, насыщенном свето- и звукотехникой, стрип- и секс-хореографией, спецэффектами, какой-нибудь шлягер типа "ты мой тазик, я твой унитазик" способен вызвать экстаз и даже массовый психоз целого стадиона молодежной аудитории, но у более притязательных меломанов – от иронической улыбки до презрительной усмешки.

То же и в поэзии. Бывает, что немудреное и, в общем-то, средненькое стихотворение довольно легко вскрывает "замóк" конкретного человека, проникает к его "струнам" и начинает извлекать из них "мелодию" восприятия, от которой человек испытывает наслаждение.
У другого человека то же самое стихотворение не вскрывает "замкá": либо человек находится, скажем так, в неподходящем состоянии духа и настроении, либо "ключ" и "замóк" объективно несовместимы, либо культура человека достаточно высока, чтобы отметать серятину. Так или иначе, у таких людей (разных, как мы видим, по "механизму" отторжения) "струны" остаются нетронутыми: они не "играют", молчат, и, соответственно, стихотворение не воспринимается, человек остается к нему безучастным, не кайфует.

В музыке молодой любитель попсы (а чаще – юный) насмешливо улыбается при упоминании серьезной классики; если же родителю, заботящемуся о культуре своего отпрыска, удается затащить его, скажем, на 3-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром, или пуще того – оперу «Евгений Онегин», то отпрыск может даже благополучно соснуть.

То же и в поэзии. Бывает, что и прекрасное стихотворение не может вскрыть "замкá" у конкретного человека, чаще всего из-за неподготовленности последнего. И если этот человек еще и безапелляционен (обычное сочетание!), то он, при молчании своих "струн", бракует достойное произведение, образно выражаясь, отправляет его в корзину, нередко демонстративно.

"Замóк" самого поэта относительно своего стихотворения, особенно новорожденного (тем более, если "роды" проходили в тяжких муках творчества!), всегда открыт. Поэтому автор от своего "дитяти", даже серенького, всегда кайфует. А посему он испытывает изумление, возмущение и оскорбление, если его восторги не разделяются другим читателем.


Читаемость автора

Последней каплей в чаше, заставившей излиться представленным выше думам, давно вынашиваемым, и послужило письмо Талита, талантливого молодого поэта и прозаика, обеспокоенного невысокой, с его точки зрения, посещаемостью своей авторской страницы на "Клубочке". Спрашивает: а как у Вас, Марат Авазович?
Слово за слово, мы и провели с ним небольшое статистическое исследование. И, признаюсь, были поражены его результатами.
Вот данные по числу читателей Талита в октябре месяце текущего года.

Два дня у Талита читателей не было совсем: 1-го и 12-го октября.
Дважды число читателей было минимальным: 2-го и 4-го октября.
От 3-х до 12-и читателей – чаще всего встречающиеся показатели.
Девять раз число читателей в сутки было больше 25-ти.
Наилучшие показатели: 34, 59, 30, 32 читателей – соответственно, 5, 7, 28, 29 октября.
Всего в октябре – 390 читателей.

Несколько цифр по такой же статистике Марата Аваз-Нурзефа.

Наименьшее число читателей за сутки: 30, – 13-го октября.
Число дней, когда число читателей было больше: пятидесяти – 25; ста – 8, двухсот – 4.
Наибольшее число читателей: 367, – 7-го октября.
Всего в октябре – 3102 читателя.

Я и здесь не раз подчеркивал, и приватно не раз убеждал Талита, да он и сам лучше меня знает: Талит – литератор по-настоящему талантливый. А столь разительную разницу между посещаемостью наших страниц читателями я ему объяснял – и здесь повторяю то же самое! – во-первых, моей постоянной активностью на сайте, каждодневными публикациями; во-вторых – гораздо бóльшим числом произведений в разделе; в-третьих – их упорядочиванием по циклам и группам.

Если кому-то из авторов "Клубочка", озабоченных читаемостью своих произведений, данные заметки окажутся небесполезнымм, буду рад. Собственно, для них я и писал…



Популярность автора

Она, в общем-то, зависит от читаемости произведений автора. Но не совсем, не во всем, не всегда. Здесь немало такого, что нельзя не отнести к области мистики. Скажу честно: я еще не готов к продолжению разговора…
Ответить