Страница 1 из 1

Владислав Кураш "Дуэль"

Добавлено: 30 авг 2014, 23:43
strela
Джон Маверик пишет:
Рассказ "Дуэль" отличается незамысловатой — на первый взгляд — композицией. По сути это рассказ диалог, словесная дуэль двух персонажей. Двое встречаются на перекрестке, в когда-то родном городе, куда их — вероятно, эмигрантов — случайно занесла судьба. Язык не поворачивается назвать их друзьями — скорее, они то, что называется «друзья-враги». Далее следует обычный разговор, люди обсуждает общих знакомых (один жалок и выглядит, как бродяга, другая — разъезжает в шикарном ландо), какие-то события из своей жизни (о которых упоминают вскользь, намеками) — но под нейтральными, повседневными словами, как вода под тонким ледком, плещутся ненависть, страх и вражда. И уже не удивляешься, узнав, что в течение всей беседы оба сжимали в карманах оружие, нож и снятый с предохранителя пистолет. Наверное, одно неловкое слово или движение — и дуэль окончилась бы по-другому. Кураш виртуозно передает внутреннее состояние героев, причем не явно, не прибегая к мысленной речи, а через мимику, тончайшие намеки, интонации. Кураш, как бы все время остается в тени, в стороне, не «прыгает по головам» персонажей, а наблюдает — спокойно и вдумчиво. Язык рассказа сдержанный, можно даже сказать — скупой, но при этом очень точно выверенный. Каждое слово на месте, каждая реплика не случайна и одновременно абсолютно лишена пафоса, благодаря чему диалог воспринимается живым и естественным.
Александр Сороковик пишет:
Необычный стиль автора, перекликается в некоторых вещах (в частности, именно в рассказе "Дуэль") со стилем А. Грина. Мы ничего толком не узнаём из этого рассказа. Кто такие Алексей и Валентин? Почему их мотало по белу свету? Чем они занимались и что между ними произошло? Это всё остаётся за кадром, но автор, по-моему, сумел создать некое подобие айсберга: крохотный эпизод встречи двух друзей-врагов на поверхности, и огромный, скрытый от читателя, неведомый мир опасных приключений, войны и дружбы. Этот мир реально существует где-то за пределами повествования, герои постоянно касаются его в своём диалоге ни о чём, а читатель чувствует, что понять эти сложные взаимоотношения героев он не в состоянии. А надо ли их понимать? По-моему, автору отлично удалось передать эту атмосферу напряжённости, когда двое мужчин говорят друг другу вежливые пустяки, сжимая в кармане оружие. И, если бы они встретились не в людном городе, а на пустынной дороге, то наверняка оба или кто-то один уже были бы мертвы. Мне понравилась нарочитая зеркальность фраз и жестов героев, точно переданная атмосфера напряжённости при всей внешней лёгкости диалога. Это – своеобычный авторский стиль, не всегда принимаемый и не всеми понимаемый. Главное достоинство этого рассказа – послевкусие. Он запоминается надолго. Чем? Наверное, именно этой своей необычностью.
Ольга Немежикова пишет:
Рассказ Кураша мастерский. Для меня, как читателя, в этом рассказе всё необходимое для понимания содержания присутствует, лишнего не вижу. Содержание должно и обязано быть раскрыто на уровне авторской задумки, я не имею ввиду, что оно должно быть разжёвано. Риторическая фигура умолчания и приёмы монтажа, когда озвученное рождает неозвученный смысл - высший пилотаж, именно это, на мой взгляд, и есть мастерство, глубина. А в рассказе Кураша этого немало!
В рассказе используется эффект "зеркала". Всё стянуто к центру - дуэли, действо заявлено в названии, она изображена как снаружи, так и изнутри, даже в карманах. Дуэль - только лицом к лицу! Не в затылок же там стреляют, так он для экспрессии "зеркало" отыскал. Мне такая находка очень понравилась! Согласитесь - неизбито! Причём, чтобы эти повторы "влёт" читались, их же надо композиционно выстроить! Настоящий фен-шуй! Вообще, рассказ свежий. Да, напоминает времена Дикого Запада, но в том и задумка! Просто сцена мастерски перенесена в современность. А дух-то остался, ему куда деться! И на этот дух есть спрос! Нет, мне кажется, это плюс!

Опубликован в:
Сборник рассказов "Дети судьбы", Amazon, CreateSpace Independent
Publishing Platform 2013 г.
Литературный журнал «День и Ночь», Красноярск 2013г.

Вошёл в Длинный список Фестиваля-конкурса «Русский Stil-2014» 2014г.