За окнами мелькали города

Размещаем здесь свои авторские тексты
Ответить
И.В.Жаркова
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 25 фев 2009, 11:53

За окнами мелькали города

Сообщение И.В.Жаркова »

За окнами мелькали города
(отрывки из рукописи книги «За окнами мелькали города»)

В лабиринте улиц Венеции
*
Венеция – мираж, каприз!
Стою на площади Сан Марко,
С залива дует легкий бриз-
На Адриатике – не жарко.

Средь итальянских городов
Ты словно дама полусвета,
Чей взгляд красноречивей слов,
Хоть маска на глаза надета.

Кто столько здесь людей собрал,
Что на Сан-Марко - места мало?
Шумит, сверкает карнавал
Вдоль узких улиц и каналов.

По петербургски я бледна,
Ты - медноликая южанка,
Монахиня и куртизанка,
Во многих лицах - ты одна.

И своенравна, как вода,
Как солнца луч неуловима,
Пусть - смертна , но - неповторима,
Прекрасна, хоть не молода.

Проходят сквозь тебя года,
Меняя ракурсы и краски,
Если не сможешь быть всегда-
Продлись, Венеция, как сказка!


*
В лабиринте улиц Венеции-
Их еще называют каналами,
Эта тихая делле Ербе -
Удивительный уголок.
На волнах качаются лодки,
Проплывают мимо гондолы,
Невзначай перепутав века.
Там у входа стоит мадонна,
И над нею в кронах деревьев
Купол светится голубой.
А старинные эти зданья
Сохранились со времени дожей-
И мадонна их сберегла.
Мы, подруга, тоже – мадонны
И мы знаем с тобой, как трудно,
То, что дорого нам, сберечь…


*
Кто знает, может быть, я здесь жила
В каком-то отдаленном воплощеньи.
И мой приезд сюда - лишь возвращенье
Не мной определенного числа.

И кем же-куртизанкой, госпожой,
А, может, я была простой служанкой?
Ведь женский жребий – часто жребий жалкий,
И, прямо скажем, выбор небольшой.

Наверное, я брежу наяву, ,
Но почему до боли мне знакома
Резная дверь причудливого дома,
Когда в другом я городе живу?



Встреча в Венеции

Качнулась пристань подо мной,
Мы встретились с тобой глазами,
Вдруг искра вспыхнула меж нами,
И словно обожгло волной…

Как откровенен дерзкий взгляд -
Красноречивей жеста, слова,
Учился ты у Казановы?
Так - лишь в Венеции глядят.

И знаешь ты наверняка,
Что в этот миг хорош собою.
А я свое волненье скрою.
Ведь ты красуешься слегка.


Зачем волнам наперерез
Ко мне направил ты гондолу?
Глаза я опустила долу,
Не проявляя интерес.

Но на тебя, из- под ресниц
Гляжу, не подавая вида,
А ты прекраснее Давида…
Таких я не встречала лиц.

Мир замер. Наклонясь ко мне,
Ты произнес, волнуясь, имя,
Чтобы не назвала другими
Тебя потом – наедине.

Пыталась отразить вода,
Все, что вовек неотразимо,
Мгновенья проплывали мимо,
Еще не ведая куда.

Мне сбросить бы десяток лет,
И петь а mоrэ, va а mоrэ,
И плыть с тобою на гондоле
Вдоль сонных зданий, сквозь рассвет.
*
Венецианских бус стекло
Прозрачнее воды каналов
В ладонь доверчиво легло
И навсегда околдовало
Мерцанием полутонов,
Голубизной воды и неба,
И акварельностью домов,
Так зримо уходящих в небыль.
Смотрю, дыханье затая,
Любуюсь радостным сияньем.
С Венецией прощаясь, я
Их назвала: Воспоминанье.

*
Приехать раннею весной,
И затеряться, как иголка,
В Венеции, и долго-долго
Здесь жить, приняв и дождь, и зной.
И любоваться из окна
На проплывающих в гондоле,
Писать картины, где одна
Венеция царит и море.


*
Над лагуной садилось солнце,
золотые бросая блики
в акварель изумрудной воды.
И недавно еще голубое,
грозовым вдруг сделалось небо,
черной тучей солнце закрыв.
Погружался в сумерки остров
с базиликой чудной Сан - Джордже,
и Мария делла Салюте-
вдруг окутала темнота.
А художник - их здесь немало,
Все не мог дописать картину,
В ней - изменчивое мгновенье
Он пытался остановить.


Венецианские Мадонны
(триптих)
Распахнутые окна дома,
Венецианский уголок
Взглянула на меня Мадонна,
И отвести я глаз не смог.

Прекрасна, но слегка печальна-
Примета верная Мадонн,
Ее судьба казалась тайной,
И тайной был окутан дом.

Вокруг старинные палаццо,
С роскошной патиною дней-
Дворцы Пезаро и Соранцо
В восторге замерли пред ней.

Мне ей пропеть бы громко: Аvе…
Шедевр с картины мастеров,
Достойны Вы такой оправы…
А я слова найти не смог!

Она возникла и исчезла,
А, может быть, приснились мне -
И город, и дворец помпезный,
С мадонной юною в окне?

*
Женщина в окне на делла Ербе,
На окне - железная решетка.
Я и не заметила б, наверное,
Вас, когда - не птичье пенье,
Что из окон низких раздавалось.

Я стояла на мосту Кастелли,
Любовалась, не спеша, пейзажем-
Где вокруг - старинные палаццо
Тех людей, что канули в веках.
А в проходе наверху мадонна
Страждущим указывала путь.

А над делла Ербе, над Кастелли,
А, быть может, и над всей округой,
Разливал восторженные трели
Кенар в светло- желтом опереньи.

Женщина в окне на делла Ербе,
На окне - железная решетка,
Вы и сами кажетесь мне птицей,
Птицей в золотистом опереньи,
Заключенной в каменную клетку.
А ведь в Петербурге мне казалось,
Что гораздо проще стать счастливой,
Видя за окном такой пейзаж.
Грустная моя венецианка,
Если невозможно стало счастье,
Не горюйте: вечным утешеньем
За окном – Венеция у Вас!


*
Стоят Мадонны вдоль каналов
Младенцев бережно держа.
Мадонн в Венеции немало -
Живет в них города душа.

Он их оберегает тоже
От непогод, от злых людей.
Стоят Мадонны, с нами схожи,
Среди ветров, среди дождей.

И мне подумалось: Россия
Смогла ль своих Мадонн сберечь?
Года суровые, лихие
Не пощадили женских плеч.

Там высоко Мадонн не ставят,
Ветра внахлест со всех сторон.
Но кто винить Россию вправе
За тяжкий путь ее Мадонн?



*
Все пристальнее глаз прищур,
Что не найдя, здесь потеряла.
Что в этом городе ищу
Я, повидавшая немало?

Неужто стали мне скучны
Красоты северной столицы,
Средь петербургской тишины
Зачем мне этот город снится?

Любимы отчие места,
Так почему к себе он тянет…
А, может, истина проста-
Ведь мы, как он- островитяне?

На генном уровне у нас
Века невзгод и наводнений,
Где кто-то нас незримый, спас
И не поставил на колени.

Опять высокая вода
В лагуну намывает тину.
Так будет, видимо, всегда.
И все ж- тонуть, не значит – сгинуть!
*
Эта мраморная церковь, что Мираколи зовется,
Затерялась средь каналов, как жемчужина в воде.
Я ее искала долго, и явилась вдруг Мадонна,
В лабиринте узких улиц мне указывая путь.

А когда шедевр Ломбарди в переливах разноцветных
Предо мной возник внезапно, я забыла обо всем..
Удивительно воздушной показалась эта церковь-
Птицей на заре летящей, розовато-голубой.

Я вошла, прикрыла двери,
В церкви шло тогда венчанье,
И торжественно сияли свечи, лица озарив.
Эта мраморная церковь, что Мираколи зовется,
С чудотворною иконой, все стоит передо мной.

*
Венецией насытиться нельзя-
Она полна загадок и открытий,
Порой непредсказуема, как Питер,
При встрече с нею понимаю я:
Венецией насытиться нельзя!

Она из тех, что холодны на вид,
Но где-то в глубине таятся страсти,
И мне порою сердце говорит-
Мы с ней одной - венецианской масти.

Она сродни любимым всех времен,
Что за собой маня, пророчат счастье.
Она, как ты – берет меня в полон,
И что сравнится с силой этой власти?

Ее лицо не сразу разглядишь-
В тумане гаснут звуки, меркнут краски,
И только иногда поймаешь лишь
Лукавый взгляд, блеснувший из-под маски.

Она из тех немногих городов,
Где драгоценным кажется мгновенье,
Где удивительна реальность снов,
И каждый шаг рождает вдохновенье.

*
Я вернусь в Венецию весной
В долгожданном солнечном апреле,
Поплывет она передо мной
В солнечных размывах акварели.

На дворцах резные кружева
Патиною времени покрыты,
И, светясь, струится синева,
Падая на каменные плиты.

Луч коснется кистью золотой
Куполов на площади Сан-Марко,
Сквозь туман, парящий над водой,
Вдруг они под солнцем вспыхнут ярко.

Поплыву в гондоле расписной
Под мостом Риальто, вдоль причала,
И с венецианскою весной
Закружусь по улицам-каналам.

Я вернусь в Венецию весной…

*
Я знала, что ты –прекрасна. Иначе зачем ученые всего мира ломают головы, как спасти твою красоту?
Увиденные фотографии не могли передать твоего очарования.
И вот я вижу тебя воочию, и меркнет пред тобою все увиденное прежде. Щелкаю фотоаппаратом, в надежде остановить ускользающее мгновение. Все напрасно…
Впрочем, нет – я вижу вокруг преображенные, помолодевшие лица любующихся тобой. С них словно упала маска прожитых лет.
Ты творишь чудеса.
Умей я писать картины, изобразила бы женщину с широко раскрытыми от восхищения глазами, впервые увидевшую тебя.
И назвала бы картину: «Автопортрет». Так сильно впечатление от тебя.
Если бы у меня был красивый голос, например, меццо сопрано...
Но все это из области фантазий, а написанные мной многочисленные картинки, не в состоянии передать и малую толику увиденного.
Мы плывем на гондоле, отталкиваясь от стен домов, вырастающих из воды, и в этом узком лабиринте, где-то высоко, открывается окно и на проплывающих мимо смотрит молодая женщина, и взгляд ее немного печален.
Ты, как магнит, притягиваешь к себе людей, ломая и по своему выстаивая их судьбы. И среди них – имена великих – Байрон, Веронезе, и еще тот, кто однажды, живя уже далеко от своего родного города, написал:«На Васильевский остров я приду умирать », но влюбившись в тебя, забыл все обещания и клятвы, и завещал похоронить себя на одном из твоих островов.
Я мечтаю нарисовать тебя ранним утром, возникающую, как мираж из розово-белого тумана и поздним вечером - в сиренево-фиолетовых сумерках.
И, может быть, тогда я пойму, почему при упоминании твоего имени, легкая улыбка трогает губы, и начинают блестеть глаза.


Из рукописи книги « За окнами мелькали города,,, »

Онфлер

За мостом Нормандия,
Что висит над Сеной,
Место есть прелестное -
Городок Онфлер.
В бухте живописной
Там дома теснятся,
И стоят у пирса
Разные суда.
Там прозрачный воздух
Кажется, окрашен,
И невольно к кисти
Тянется рука.
А вокруг пейзажи
Импрессионистов,
И куда ни глянешь-
Клод Моне, Буден.
На Онфлер любуясь,
Начинаешь думать,
Что его создатель
Был одним из них.

Париж

Свой, особый какой-то шик
Есть в Париже светло-жемчужном.
Этот город , кажется, сшит
Из тончайших каменных кружев.

Дни-цветные сны сентября,
Разлетаясь, плывут по Сене,
Мой Париж встречает меня.
Облачаясь в наряд осенний.

Люксембургский сад

Трепещут тени от платанов,
И сад просвечен весь насквозь,
И кажется немного странным,
Что мы сейчас с тобою врозь.

Хоть солнце движется на убыль,
И медной сделалась листва,
Но поцелуя ищут губы
Здесь по законам естества.

Сад этот создан для влюбленных-
Цветы, аллеи, водоем,
Скульптуры смотрят удивленно
На тех, кто здесь и не влюблен.
Последний раз редактировалось И.В.Жаркова 23 мар 2009, 01:32, всего редактировалось 15 раз.
Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Re: За окнами мелькали города

Сообщение Меркушев Виктор »

Мне редко случается остаться довольным прочитанным: когда более двух десятков лет читаешь чужие тексты, правишь, вымеряешь и шьёшь для них одежду, то невольно уходит всё очарование от самого соприкосновения с прекрасным. Тем более чаще-то имеешь дело с материалом весьма посредственным. Ведь в стихах невозможно спрятаться: невежда различим и по одной единственной строке, а отсутствие хорошего образования и общей культуры невозможно компенсировать никакими заученными версификационными навыками. Только люди, совершенно чуждые поэзии могут принять ритмизированную речевую структуру за нечто, родственное поэзии. За настоящим поэтом всегда стоит либо необычная, масштабная в своей исключительности судьба, либо свой, придуманный, причудливый мир, построенный по своим внутренним законам, формирующих особую, никого не дублирующую внутреннюю вселенную смыслов, либо свой неповторимый язык, увлекающий читателя стихией первозданного звучания и таинствами приоткрываемых автором глубин. Задачей поэтического творчества можно считать сведение воедино разрозненных фрагментов бытия, объединение пространства и времени, связывание и одушевление неодушевлённого и несвязуемого, обретение привязанностей там, где раньше росли только ненависть и злоба. Всё остальное «творчество» не имеет никакого смысла и ни малейшего права на существование. Я рад, что не ошибся, когда несколько лет тому назад взял Ваши тексты в свой альманах, теперь Ваши стихи стали ещё лучше, образы глубже и прозрачней, слово – ёмче и точней. Читая этот цикл я, никогда не бывавший в Венеции, увидел и зеленую волну венецианских каналов, и постоял на площади святого Марка и подышал солёным ветром с лагуны. Чтение меня увлекло, сместилось пространство и свернулось время, случилось всё так, как и должно быть, когда имеешь дело с поэзией подлинной. Правда слова: «Любовь, похожая на травлю,- /Таков порою путь Мадонн», - меня царапнули. И если Вы спрашиваете меня, что лучше: «В разноцветных красках акварели» или «В солнечных размывах акварели», то, конечно, выбирайте второе.
арчи
Почетный писатель форума
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 03 мар 2009, 13:00
Контактная информация:

Re: За окнами мелькали города

Сообщение арчи »

Интереснейшая подборка, состоявшийся автор. Перечитал ваши другие подборки. На данном форуме редко встретишь подобный уровень. Интонация, видение, - все, что я ценю в поэзии, - все это, бесспорно, присутствует в подборке. На мой взгляд, некоторый "перебор" с гондолами и мадоннами, Сан-Марко и т. д. Но это, скорее, дело вкуса.

Особо я бы выделил:

Ведь женский жребий – часто жребий жалкий,
И, прямо скажем, выбор небольшой.

Все пристальнее глаз прищур,
Что не найдя, здесь потеряла.
Что в этом городе ищу
Я, повидавшая немало?

Здесь чувствуется, на мой взгляд, непринужденный почерк настоящего поэта. Эта непринужденность и есть мастерство. Спасибо вам за подборку
Арчи
И опять зачертит иней
и опять завертят мной...

www.av-maltsev.narod.ru
AGK
Почетный писатель форума
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 14 окт 2008, 01:56
Откуда: Липецк

Re: За окнами мелькали города

Сообщение AGK »

Спасибо,очень понравилось.
Ответить