Сообщение Меркушев Виктор » 04 окт 2007, 08:25
Странное у вас отношение к заявленной теме, господа. Похоже, вы собираетесь поговорить о всех художниках сразу. Открывая эту страницу, я полагал почитать интереснейшие пассажи в стиле Марселя Пруста (от писателей мы этого вправе ожидать, поскольку, искусствоведческой дискуссии всё равно не получится, для этого необходимы специальные знания), или, на худой конец, описания живописных впечатлений в свободной, эскизной манере, как это делал Александр Грин. Художники нечасто сами умеют красиво излагать свои мысли, отдавая всё на откуп специалистам; П. Радимов, А. Васнецов, К. Коровин, Н. Рерих – скорее исключения. А искусствоведы посмеиваются над не умеющими говорить художниками, насмешливо называя их «нутряками» (нутром всё понимает, но сказать не может). Ренуар не относится к числу моих любимых художников, но это неважно, художника, тем более такого большого художника, как Ренуар, невозможно отделить от его времени, именно через таких, как он, и проговаривается время. Это больше философская проблема, почему возникает то или иное явление, Ренуар в нашем случае. И только ли необходимо «оказаться в нужное время в нужном месте»? Вспомним записки Репина, где он честно объявляет о том, что он был не лучший художник на курсе. Но Илья Ефимович становится Репиным, а Пьер Огюст – Ренуаром, только потому, что им выдается индульгенция эпохи; их живописный язык и социокультурная парадигма находятся в тесной причинно-следственной взаимосвязи, а любой голос «не из хора» гасится и выносится на периферию. Мне больше интересно наше время, со временем Ренуара всё более-менее ясно. Время, допустившее неграмотных писателей (почитайте наш форум!) и лишенных живописной культуры художников. Я не из легиона хулителей современности, тут всё не так просто. Мир становится сложнее, культура, как живой организм находится в постоянном развитии; усложняясь, она претерпевает странные метаморфозы, происходят процессы, которые мы не в состоянии объяснить, находясь внутри них. Вернувшись к теме, замечу, что явление, под названием Ренуар, сейчас совершенно невозможно, хотя предположу, что допустимо движение в том направлении от гризайли повседневности к волшебному обману зрения, которое выбрал гениальный француз.