Литературная сеть — Литературная страничка

Статьи

Андрей Киселев

О поэзии на телевидении

"Святое место пусто не бывает". Эта пословица как нельзя лучше характеризует ситуацию с почти полным отсутствием поэтических передач на современном телевидении. Но поэзия не исчезла с экрана, нет. Она перекочевала" в более "предприимчивые" жанры музыкального телевидения и... рекламы. О грандиозной популярности музыкальных клипов говорит появление отдельных, круглосуточно действующих музыкальных каналов, о магической притягательности поэзии — существование множества, основанных на ней рекламных роликов... Действительно, ведь при прозаическом прочтении таких текстов, как: "Пиво Балтика — золото трудового народа", "Туборг — пиво с твоим характером", "Соки Я — поцелуй лета", "(шоколад) Виспа — мир волшебных пузырьков", "(губная помада) Ковергерл — все достижимо", "Чистота — чисто Тайд" и т.д. — они представляются абсолютно бессмысленными... Только образная ассоциация — исключительный инструмент поэзии — может связать воедино обе стороны рекламного слогана. Только при условии метафоры и гиперболы укладываются в восприятие чудеса, которые происходят на экране с потребителями вышеупомянутых продуктов.

Впечатляющий способ переноса смысловых значений с помощью ассоциации часто используется и в политических целях. Как не вспомнить "оружие" гитлеровской пропаганды, изобилующее поэтическими сравнениями: "Подобно копью Вотана (вариант: "мечу Зигфрида"), оружие возмездия пора-зит врага в самое сердце", или "огнеглазые Валькирии рейха обрушат на агрессора священное безумие". Или на примере более "свежей" политической практики: в ролике "Томскнефть против Юкоса" (1995) на всем протяжении кадра демонстрируется пирамида из рулонов туалетной бумаги с титром "35 рублей за 1 баррель". Диктор спокойным голосом информирует о положении в нефтепродаже, но показываемое "кричит" об обратном. В бумажной пирамиде угадывается "пирамида" МММ, тогда бывшая на слуху только что обанкротившаяся компания, нанесшая финансовый ущерб миллионам россиян, в "35 рублях" — намек, что рубли (а не обычно принятые для расчетов в нефтяной отрасли американские доллары) годятся только на покупку туалетной бумаги, да и сами эти деньги — рубли — образно выражаясь — "туалетная бумага", годящаяся только для одной, определенной цели... Где, в каких еще жанрах современных телепередач можно увидеть столь яркую поэтическую символику?!

Однако обратный эффект использования инструментария поэзии в часто неискренних политических и коммерческих целях — недоверие зрителей ко всему образному и символическому. Он потянулся к простым, не требующим игры воображения, документальным жанрам телепередач, к прозаическому показу действительности — этому свидетельство все увеличивающееся количество публицистических и новостийных телепрограмм. Но не из-за этого ли наша жизнь "становится все рациональнее и бездуховнее"?

В жестко рациональном мире нужно обладать определенной хитростью, чтобы пробудить в современных апатичных зрителях умение ценить поэтическое слово и наслаждаться им. Этому помогает "одежда" привычной клиповой музыкальной формы, с ритмизированным строением видеоряда, применением специальных видеоэффектов, в которую облекается "видеопоэзия". Конечно, в той форме, в которой она существует сегодня на томском телевидении, в течении одного стихотворения, невозможно в полной мере охарактеризовать творчество поэта. Можно только суметь заинтересовать и дать ненадолго почувствовать ее пульс и красоту.

Ответ на вопрос "зачем?", кажется, лежит на поверхности. В мире, в котором потерян смысл жизни, в котором смыслом становится достижение состояния сытой удовлетворенности, трудно доказать необходимость выйти, хотя бы в мечтах, наружу из теплого закута. И только тоска по ночам, смутно гложущая сердце, подсказывает, что это необходимо. Поэтическое мировоззрение, поэзия (и видеопоэзия, распространяемая на массовое сознание) может, и должна быть действенным, рождающим в муках новое солнце, обозначающим для людей новые цели, способом существования… По крайней мере, она имеет право просто быть в нашей жизни.

Андрей Киселев ("Томск: в зоне вещания" http://tvzone.city.tomsk.net), публикуется с разрешения автора

Наверх

Время загрузки страницы 0.0001 с.