Литературная сеть — Литературная страничка

Статьи

к.ф.н. Толысбаева Жанна Женисовна, Пустынникова Ольга Александровна

Жанры восточной поэзии в творчестве поэтов Казахстана начала ХХI века

На материале хокку Л. Медведевой

Вхождение современной поэзии в мировое пространство не произошло в одно десятилетие. Последние полтора — два века русская поэзия постоянно стремилась к отображению и внешнего мира в английском, итальянском, японском стилях. Конец ХХ века, отмеченный значительной долей реформаторского отношения к традиции, активизировал обращение к жанрам западно-европейской и восточной поэзии. Предметом изучения настоящей статьи является жанр хокку в поэзии современного казахстанского автора Любовь Медведевой.

Поэтическое наследие японцев огромно и многообразно, но и оно оставалось бы не полным, если бы в XVI веке на основе и без того малых поэтических форм не выкристаллизовалась поэзия хокку, своей недосказанностью, глубиной, медитативностью схожая с сутрами Веды. Как жанр хокку появилось в XVI веке и классически выглядит как трёхстишие, состоящее из семнадцати слогов и построенное по схеме 5-7-5, что, в силу своеобразности японского языка, имеет конструктивное значение, но не поддается переводу из-за невозможности сохранить философию языка и, соответственно, концепцию жанра.

Если художник слова пытается <присвоить> чужой текст (жанр) и таким образом обогатить свой собственный опыт творчества, то позиция литературоведа более скептична. Могут ли эксперименты современников претендовать на картину мира жанра хокку? Если тексты не-японских хокку являются подражаниями, то каковы мотивации, побуждающие поэта-казахстанца использовать <чужой> жанр? Попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к циклу Л.Медведевой <Дачи в горах> [1], состоящем из 37 хокку. Название цикла задает тематику хокку, объединяет общей идеей лаконичные трехстишия. Отдавая предпочтение малой форме хокку, Л.Медведева изображает картину большого масштаба:

Неутомимый ветер,

Изнывая от поцелуев солнца,

Гуляет в лощине [1, 18].

Поэтическая оптика Л.Медведевой наведена на такую резкость изображения, которая пренебрегает понятиями <большое-малое>. Важен не объем и значимость явлений, а их сущностная характеристика. В цикле такой сущностной становится мысль об абсолютном тождестве человеческой и природной жизни.

Каноничность хокку нарушается введением сюжетности, протекающего во времени действия. Часто в трёх строках стихотворения поэт рассказывает целую любовную новеллу, в образной организации которой может отсутствовать метафорика, определяющая реальность происходящего, даже несмотря на семантику <сна>:

Летний сон:

Ты повторяешь почти наизусть

Каждый изгиб моего тела [1, 19].

Многие хокку поэт наделяет неповторимым сюжетом, открывающим таинство любви и гармонии. Такая стилизация при помощи чрезмерной метафоричности работает на идеально оформленный хронотоп. Так, например, в хокку

Вечером сильнее пахнут цветы —

Это с губ срываются слова обольщения,

Звездно-прекрасная ложь [1, 19]

сюжет образуется движением в пространстве — от запаха цветов до небесной субстанции (<Звездно-прекрасная ложь>).

Деканонизация хокку наблюдается в ситуации выравнивания отношений человека и природы. В хокку Л.Медведевой не только человек тянется к человеку, но и само пространственное устройство бытия стремится к диалогу земли и неба, возвышенного и обыденного, малого и великого:

Стражи горной дороги —

Статные кусты чертополоха

Вонзили когти в небо [1, 15].

Особенность построения образной системы лирического цикла Л.Медведевой проявляется в двуединстве материально-духовного мира. Если образ материален, то в стихотворении он обретает дух (флоксы фыркают — олицетворение):

На солнцепеке

Флоксы фыркают, задыхаются

От своего запаха [1, 16],

если же образ идеален, то он становится зримым, приземленным:

Ночным мотыльком

Небо шуршит за стеклами.

Не видно ни зги [1, 22].

В хокку Л.Медведевой образ неба утрачивает однозначность наивысшей субстанции. В цикле <Дачи в горах> природа очеловечивается: <небу хочется пить>, оно <бледнеет от зноя> и <шепчет>, обращая свою мольбу во Вселенную.

Нарушая каноны написания хокку, Л. Медведева часто создаёт не зрительные, а звуковые образы. <Жук гремит крыльями>, <Синева шепчет:>, <По воздуху шлепают листья>, <Колышутся тени>, <Отрывисто вскрикивает птица:>, <Хором плачут сверчки> — каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства. В мире хокку Л.Медведевой особенную значимость обретают не только громкие и тихие звуки, но даже ритм дыхания: настолько бережно и чутко поэт относится к действительности бытия:

Ночь — глубокий вдох.

Только завтра к полудню

Горы выдохнут ветер [1, 20].

Поэт не развёртывает перед читателем всей панорамы возможных представлений и ассоциаций, возникающих в связи с данным предметом или явлением. Он только будит мысль читателя, даёт ей определённое направление при помощи образной организации (наличие развернутой метафоры в первой строке).

Последовательное и внехронологическое прочтение лирического цикла <Дачи в горах> обнаруживает сверхидею контекста — идею избыточности жизни во всех ее направлениях:

Дети купаются в баке

Так, что вода веселеет —

Выплескивается через край! [1, 16].

Идея красоты проводится в каждом хокку Л.Медведевой, причем последняя может быть представлена как открыто, так и <зашифрованно>. Ощущение прекрасного в природе и в жизни человека сродни внезапному постижению истины, извечного начала, которое, согласно буддийскому учению, незримо присутствует во всех явлениях бытия. В хокку Л.Медведевой мы находим переосмысление этой истины — красота утверждается в незаметном, обыденном:

Рыжие бабочки

Мигают быстро крылами —

Это летающие цветы [1, 16].

Таким образом, анализ циклического единства <Дачи в горах> обнаруживает мотивацию обращения Л.Медведевой к <чужому> жанру: подражательно воспроизводя мирообраз хокку, поэт не только обнаруживает свой уровень знания японской культуры, но адекватно представляет собственное мировоззрение. Вполне естественны изменения в структуре <иноземного> жанра хокку, подвергшегося двойной деконструкции: в первую очередь, вызванные его <непереводимостью> на языки чужих культур; а во вторую, <подчиненностью> воле конкретного автора.

Контекст лирического цикла Л.Медведевой <Дачи в горах>, задействовав подражания хокку как претекстовый материал, создает феномен перерождения жанровых возможностей хокку: все характеристики жанровой природы данного цикла являются антижанровыми для хокку. Последний приобрел несвойственные этому жанру сюжетность, проявленность субъектно-объектных отношений, индивидуально-поэтическую нагруженность образов пространства и времени, акмеистское (не японское!) внимание к поэтике вещности и детали. Так изыскиваются дополнительные средства лиризации современной поэзии. Так акцентируется поэтика <мигов>, в эпоху скоростей и преобразований, позволяющая личности обретать в отдельные периоды бытия кратковременное просветление души и сознания.


____________________________________________________

1. Медведева Л. Г. Письма на лепестках сна: Стихи. — Усть-Каменогорск, 2001. С. 15-22.

Наверх

Время загрузки страницы 0.0002 с.